Место школьной археолого-краеведческой экспедиции в системе профессионального исторического образования
// 10 марта, 2011 // Мероприятия
Процесс подготовки специалиста-историка длителен и многогранен. Важное значение при этом имеет еще довузовский этап - время профессиональной ориентации школьника, первоначальная подготовка по специальности. Особую роль эти факторы начинают играть в специализированных классах при профильном обучении, где имеется гораздо больше возможностей уже на школьной скамье приобщиться к новым интересным формам этой работы. В данной статье мы остановимся на особенностях школьной экспедиции как одной из распространенных и значимых форм краеведческой работы с учащимися, приобретающей особое значение в процессе подготовки будущего историка.
Тип подобной экспедиции может быть различен. Встречаются чисто краеведческие экспедиции, либо она может иметь определенный уклон: археологический, этнографический и др. Важно, что в отличие, например, от обычного туристического похода она имеет определенное научное значение. В ходе ее решаются конкретные практические задачи: разведка, раскопки и т.д. Более того, экспедиция не должна быть самоцелью, она является органичной частью более широкой краеведческой работы.
Возможности экспедиции поистине безграничны. При этом в ней находится место обучению, научно-исследовательской работе, профориентационной деятельности, решению воспитательных задач, т.е. налицо комплексный подход. Более того, свои задачи в ней реализуют представители разных входящих в нее групп: школьники; студенты-старшекурсники, являющиеся чаще всего бригадирами на раскопе; учителя - руководители отдельных групп школьников; наконец, руководители самой экспедиции.
Очень важной нам представляется преемственность, связанная с экспедиционной формой работы. Можно выстроить некую «идеальную» модель.
Первый этап - работа школьников в экспедиции, проявление интереса к истории, профориентация.
Второй этап - подготовка школьниками творческих научно-исследовательских работ (при этом совершенно не обязательно связанных с результатами работы конкретной экспедиции), участие в научных конференциях. Закрепление интереса, повышение уровня эрудиции, развитие научно-исследовательских навыков.
Третий этап - осмысленное поступление в вуз на историчекий факультет.
Если три первых этапа в этой схеме достаточно реальны, то дальнейшее ее развитие более проблематично, но зато в случае реализации очень результативно.
Четвертый этап - продолжение начатой научно-исследовательской работы в вузе и приезд в экспедицию уже в качестве студентов. Приобретение педагогических навыков.
Пятый этап - завершение обучения в вузе, профессиональное становление, работа со школьниками (совершенно не обязательно только в школе), педагогическое становление.
Шестой этап - приезд в экспедицию со школьниками в качестве руководителя группы.
Осознавая сложность выстраивания подобной цепочки и определенный схематизм представленного нами процесса, отметим высокую результативность данной модели, когда она реализуется на практике.
В ходе экспедиционной работы можно выделить три этапа, отличающиеся как по формам деятельности, так и по основным решаемым задачам. Рассмотрим их на примере более близкой автору школьной археолого-краеведческой экспедиции. Условно их можно назвать: до поля, в поле, после поля.
До поля. Это подготовительный этап к экспедиции, но тем не менее очень важный. От успешности его организации и проведения во многом зависят все дальнейшие работы. Он включает различные аспекты, среди которых можно выделить важнейшие:
- формирование группы с учетом возрастных, профессиональных и психологических особенностей ребят, а также их состояния здоровья;
- знакомство школьников с будущими работами, с изучаемым историческим периодом и с конкретным памятником, на котором предстоят исследования;
- подготовка оборудования и обучение ребят простейшим навыкам экспедиционной жизни, а также технике безопасности;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе, от которого в значительной степени будет зависеть успешное выполнение поставленных задач.
В поле. Наиболее сложный в организационном аспекте, затратный в финансовом и психологическом планах этап. Также включает широкий спектр мероприятий. Выделим здесь лишь наиболее значимые:
- организация и проведение самих экспедиционных работ, при этом участие в различных их видах: раскопках, разведочных работах, камеральных исследованиях (обработка материала), в упаковке находок и т.д.;
- обязательное объяснение научной значимости результатов работ и значения всех проводимых на раскопе действий: перемещение отвала, зачистка квадратов, фиксация находок на плане, контрольный перекоп и т.д.;
- участие в организации быта в лагере: постановка и снятие лагеря, проведение дежурства, заготовка дров и т.д.;
- участие в культурной программе: вечер знакомства, спортивные мероприятия, посвящение в археологи и т.д.
При этом важнейшим остается успешное проведение самих полевых работ, которые являются основной задачей экспедиции. Здесь необходимы в первую очередь организаторские навыки руководителя. Большое значение в этот период приобретает также воспитанный фактор.
После поля. На этом этапе наиболее подготовленные школьники могут привлекаться руководителем к обработке полученного материала, а также для подготовки научного отчета. Наряду с этим экспедиция должна найти отражение в фото- и видеоматериалах, которые могут быть представлены в виде творческого отчета.
Однако важнейшим результатом этого этапа становится подготовка исследовательских школьных работ, в том числе и по результатам прошедшей экспедиции, а также участие в конференциях различного уровня. На этом третьем этапе на первое место выходит научно-исследовательская составляющая. Все три этапа позволяют создать группу единомышленников (кружок, клуб), которая может решать достаточно сложные экспедиционные задачи. Кроме того, результатом становится подготовка нескольких наиболее заинтересованных школьников для участия в разного уровня конференциях.
Важнейшие задачи, которые должен решить педагог в ходе всех трех этапов (в первую очередь они касаются наиболее подготовленной части группы, продолжающей работы дальше):
- сформировать устойчивый интерес ребят к исследуемым проблемам;
- обеспечить научную подготовку школьников, в том числе возможность работы с источниками и литературой;
- подготовить методическую базу: как полевых исследований, так и научной деятельности учащихся;
- сформировать коллектив единомышленников и создать благоприятные условия для его функционирования;
- организовать участие школьников в конференциях - важном этапе их профессионального становления;
- в случае поступления учащихся в вуз на исторический факультет (для вузовских преподавателей) способствовать сохранению преемственной подготовки как по тематике, так и по научному руководству;
- обеспечить возможность работ студентов (своих бывших учеников) с новым поколением кружковцев.
В заключение хотелось бы отметить еще один момент, делающий школьную экспедицию важным фактором профессионального становления будущих историков.
Экспедиция, как никакое другое научное мероприятие, оказывает на школьников мощное эмоциональное воздействие, «завлекает», а иногда является даже своеобразным «шоком» от соприкосновения с подлинными древностями.
Экспедиция дает возможность работы с интересными историческими источниками, позволяет не по книгам, а в реальности знакомиться с древним прошлым.
Экспедиция, как никакая другая форма исторических исследований, позволяет внести собственный, самостоятельный, пусть даже очень небольшой вклад в изучение этого самого древнего прошлого.
Все это делает школьную экспедицию в умелых руках педагога важнейшим инструментом «созидания» будущих поколений историков-профессионалов.
А.Б. Шамшин
(Материалы сборника статей III педагогических чтений им. В.И. Верещагина.)
-
В г.Новосибирске проходили Чемпионат и Первенство Сибирского федерального округа по спортивному туризму
// 12 февраля, 2011
-
Итоги Открытого Первенства Алтайского края по скалолазанию в закрытых помещениях
// 11 февраля, 2011
-
Репортаж с места события
// 05 февраля, 2011
-
О развитии геологического детского движения в Алтайском крае
// 22 января, 2011
-
В г. Новокузнецке прошли Всероссийские соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях
// 14 января, 2011
Контакты
Алтайский край, г. Барнаулул. Пролетарская 164
Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом
При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна