Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения"

285 лет со времени строительства Локтевского сереброплавильного завода

// 20 апреля, 2011 // Мероприятия

В 1726 году Акинфий Демидов послал на Алтай своих людей во главе с приказчиком Дмитрием Семеновым для про­верки полученных сведений с рудных месторождений. В этом же году у реки Локтевки был поставлен плавильный горн и выплавлено на пробу немного меди. Но приехавший из Ека­теринбурга горный инженер Никифор Клеопин признал мес­то, выбранное для завода, неудобным. И только в 1783 году в трех верстах от первых плавильных печей в изгибе Алея в его верхнем течении был сооружен Локтевский медепла­вильный завод, который должен был снабжать медью Сузунский монетный двор, но в действительности ставший серебро­плавильным заводом. Находился он в ста верстах к западу от Змеиногорского рудника и занимался выплавкой серебра из поступавших с Павловского горного завода полуфабрика­тов штейна и веркблеев. В конце XVII века на Локтевском заводе получали до 423 пудов серебра.

В 1786 году девять поисковых партий во главе с лучшими минералогами были направлены в разные стороны Алтая для разведки месторождений. Это были самые крупные разведки в истории Колывано-Воскресенских заводов. Одна из партий, возглавляемая Василием Чулковым, обнаружила залежи пор­фира в районе Локтевского завода. И в апреле того же года началась добыча черного порфира под руководством крестья­нина Андрея Голбина, знающего приемы ломки цветных ме­таллов. На построенной шлифовальной мельнице изготавли­вались различные шкатулки, вазы, табакерки для царского двора.

Ручной труд был основой отрасли производства на Ал­тае - камнерезной промышленности. В 1801 году на Горно-Колыванском заводе была пущена в строй целая «шлифо­вальная фабрика» с более механизированной обработкой камня, и в конце XVIII века «шлифовальная мельница» на Локтевском заводе прекратила свое существование.

Основой производства на заводе и руднике был ручной труд барщинных крестьян и крепостных мастеровых. Ощу­щался острый недостаток в вольнонаемной силе.   Поэтому, для привлечения к труду в горной промышленности Указом Екатерины II все крестьяне, сосредоточенные в близлежащих уездах, были приписаны к заводу, и все мужское население обязывалось отработать подушную подать, включая стариков, детей и инвалидов. Эти приписные крестьяне работали на разных работах. Особенно тяжелой считалась перевозка ру­ды с рудника на завод.

Заводские повинности отрывали зачастую крестьян от по­левых работ. Вследствие этого не выполнялась барщинная отработка на заводе, доведенная до 160 дней в году, и кре­стьянские хозяйства приходили в упадок.

Так, в донесении правления Горно-Колыванских заводов указывалось на не отработку крестьянами конных работ по завозу угля и далее следовало предостережение, что «за невыполнение оного приказа с неисполнителей будет строго взыскано». Требовалось направить дополнительное количе­ство крестьян на рубку леса, заготовку угля, «дабы сделать эту работу до начала страдной уборки».

На заводе также работали «вечноотданные рабочие» - рекруты, крестьянские сыновья и сосланные на вечные рабо­ты «колодники». На прибывших на завод, независимо от зва­ния и чина, составлялись формулярные списки, в которых указывалось, когда и чему обучен работник, имел ли взы­скания, наказания, а также внешние данные. Последние не­обходимы были для опознания в случае побега.

А побеги и воровство были нередким явлением. Едва ли не каждый день в канцелярию Колывано-Воскресенских за­водов поступали донесения и рапорты о сбежавших. Боль­шинство беглецов были возвращены на завод, и здесь их ожидало жестокое наказание. Кроме перевода на более тя­желую работу или другой завод, понижения в чины здесь процветало избиение батогами, шприцрутенами через строй в 500-1000 человек по два-три раза. Многие после таких побоев попадали в лазарет, открытый при заводе.

Однако зверские наказания не могли остановить доведен­ных до отчаяния людей и прекратить побеги. За поимку бег­лых полагалась денежная награда. Беглые люди, добывая оружие и лошадей, совершали набеги на идущие на завод обозы крестьян, отнимали деньги, лошадей, запасы еды - всё, что можно было взять. Поэтому Локтевским правлением было составлено прошение в горную канцелярию с просьбой о выделении отрядов для сопровождения обозов.

На заводе работали люди разного возраста - от 7 до 70 лет, пенсионеры, получающие и не получающие пенсии, сиро­ты, вдовы, мальчики, отданные  отцами. Проживали они в д. Озерной, Устьянке, Змееве, в селах близ Березовского рудника и других деревнях Колыванской волости. Тяжкая доля работных людей передавалась и их детям. В основном они были заняты на разборке руды, считавшейся легкой работой, но на самом деле, под силу взрослым мужчинам. Дети, достигшие 12-15-летнего возраста, переводились в ученики. С началом зимы дети занимались в заводской школе, обуча­лись чтению, арифметике, чистописанию, закону божьему. По окончании школы сдавали экзамены.

В начале каждого года рабочим доводилось задание, ко­торое они обязаны были выполнить. Провинившихся в работе людей, а также замешанных в воровстве сажали на гаупт­вахту, которая имелась при заводе. При смене караула в журнал вносились примерно такие записи о наказаниях: «1810 года, января 14 дня... В тюрьме колодников скован­ных 3, нескованных 8, всего 11 человек. Вновь вступившему в караул сдано исправно».

В конце 1885 года на заводе и руднике было выявлено массовое заболевание свинцовой коликой. Причины - отсут­ствие вентиляции, несовершенство газоотводных труб, обес­печивающих вывод ядовитых газов, при наличии 36 суще­ствующих на заводе плавильных печей, а также плохое пи­тание. Лазарет не мог вместить всех больных с припадками, параличом и другими тяжелыми последствиями отравления свинцом. Сведения об умерших вносились в специальный журнал.

Все вопросы, связанные с производством работ на рудни­ке и заводе, рассматривались на заседании правления Локтевского завода. Разбирались разного рода жалобы от ра­ботных людей и служителей, сообщения Томского губернско­го правительства, отношения земских судов, принимались ре­шения о взятии беглых под стражу, об увольнении от воин­ской службы и причислении «оных людей на службу по Колывано-Воскресенским заводам к земской части канцелярии и приведя их на службу к присяге употреблять по мере надобности». От членов правления берг-гауптмана Буянова, обер-бергмейстеров и кавалеров Бурнашева, Медгрома, Речкунова, маркшейдера Богданова зависела жизнь и дальнейшая судьба простого люда.

 В середине XVIII века разработка месторождения и выплавка серебра и золота резко сократилась. Это объяснялось в первую очередь тем, что заводы и рудники находились в собственности императорской фамилии. Для перестройки промышленности требовались большие капиталовложения, на что не шло правительство,   и с 1897 года горные пред­приятия постепенно начали закрываться. Но закладка в исто­ке р. Локтевки первой рудоплавильной печи в 1726 году была определена как дата строительства первого завода на терри­тории Колывано-Воскресенских заводов.

(Материалы сборника: Страницы истории Алтая. 1991 г. Библиографический указатель.- Барнаул: РИУ - 1990.)

 

  1. Оставить комментарий

  2. защитный код
Путеводитель по Алтаю

Контакты

Алтайский край, г. Барнаул
ул. Пролетарская 164


Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом

При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна

Навигация

  • Наши баннеры
  • Поиск по сайту
  • Документы
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь