Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения"

Отчет о работе опорной площадки МОУ «СОШ № 40 им. В. Токарева» г. Бийска

// 20 сентября, 2012 // Мероприятия

Существенным элементом проводимых перемен в области образования становится работа над ликвидацией изолированности территорий и системы дополнительного образования детей. Стратегическим решением является создание культурно-образовательных инициативных сред в системе дополнительного образования, обеспечивающих понимание и принятие ценности свободного времени для личностного развития. Дополнительное образование детей, на наш взгляд, сегодня ближе всего подошло к решению этой задачи. В городе и крае ведется планомерная работа по поддержке и развитию данной системы образования детей. МКУ «Управление образования Администрации г. Бийска», КГБОУ ДОД «АКЦДЮТиК», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» в 2011 г. была разработана программа опорной образовательной площадки по теме «Реализация научно-исследовательской деятельности в рамках регионального компонента в учебно-воспитательном процессе округа «Бийский» как средство формирования учебно-воспитательной мотивации учащихся и молодежи». Концепция работы опорной площадки возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в округе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются у нас в городе и школе. На базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» в мае 2011 была открыта краевая опорная площадка по реализации данной программы.

Приоритетные направления и содержания организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью:

 1. Краеведение: археология, этнография (организация полевых практик, экспериментальная археология и этнография и т.д.), музееведение;

2. Организация научно-исследовательской деятельности в рамках реализации регионального компонента.

Программа деятельности краевой опорной площадки была сформирована с учетом социально-экономической и социокультурной ситуации в образовательном округе. Она направлена на повышение стартовых возможностей и жизненных шансов детей, проживающих в различных территориях Алтайского края, на формирование их готовности к современным продуктивным формам мобильности, и, прежде всего, образовательной (определение будущего социального и профессионального статуса), социокультурной (определение будущего образа жизни), территориальной (определение дальнейшего места проживания). Создание данной опорной образовательной площадки в рамках округа «Бийский» позволила включить в систему дополнительного образования старшеклассников г. Бийска и близлежащих районов.

Признавая важность каждого вида деятельности, приоритет того или иного вида, их соотношение и сочетание определяется исходя из специфики возраста детей, их жизненного опыта, конкретного объекта походов и экспедиций и т.д. При этом учитываются личностные возможности и способности конкретного ребенка в определении ведущих для него видов деятельности. Фактически создана практика учебной и  воспитательной работы, формирующая патриота, благоприятная для развития личности, реализации его способностей.

Ежегодно летом с 2001 г. клубом «Наследие» проводится полевая археологическая и этнографическая практика в составе экспедиционных отрядов СОРАН и АлтГУ и собственные экспедиции. На данный момент опыт полевых исследований получили 427 учащихся общеобразовательных учреждений г. Бийска и Бийского района (школы № 40, 5, 3, 4, 8 ,11, 12, 18, 21, 25, 34, гимназия № 1 и др.) Члены клуба участвовали в работах на археологических объектах: Денисова, Чагырская и Усть-Канская пещеры, открытые стояки Ануй-3, Карама; восстанавливали памятники к международному симпозиуму 2005 г. на МНЦ «Денисова пещера»: Ануй-2,3, Усть-Каракол и др.. В июле-августе 2006-2011 гг. члены клуба работали в районе туркомплекса «Бирюзовая Катунь» (Алтайский район) под руководством к.и.н. Кирюшина К.Ю. на памятниках: Тавдинский грот и т.д. Участвовали в работах по созданию экспериментального полигона «25 шагов в каменный век». В июне 2009 г. подписан договор о сотрудничестве между школой и Институтом археологии и этнографии СО РАН, клуб «Наследие» который базируется на базе школы № 40 г.Бийска получил статус основного организатора в Алтайском крае школьной полевой археологической и этнографической практики на МНЦ «Денисова пещера» СО РАН. С 2000 по 2012 гг. организованы и осуществлены 17 собственных этнографических экспедиций в различные районы Алтайского края и Республики Алтай. Особенно запомнилось посещение и работа на таких известных местонахождениях петроглифов, как Ук-Узюк и Калбакташ-1, 2, Мендур-Соккона, Куюс. Важное место, помимо участия в археологических и этнографических экспедициях, занимает и организация туристических походов (спелео, пеших, водных). Нами неоднократно были осуществлены спелеопоходы в пещеры: Тавдинские, Разбойничью, Старокаракольскую, Музейную, Тютюнник; сплавы по р. Катунь; пешие походы к «Каскаду водопадов на реке Шинок» и др.

В экспедиции члены клуба получают определённый опыт взросления, опыт жизни в нестандартных условиях; знакомятся с различными уголками Алтая (в которые, может быть уже никогда потом в жизни не попадут). Самым главным, с моей точки зрения, результатом экспедиции является, создание коллектива друзей-единомышленников. Члены клуба встречаются и работают с интересными людьми, слушают лекции ученых различных направлений науки, общаются со студентами и сверстниками из других городов и сел. Экспедиции помогают им определиться в вопросе: чем для них является Россия и Малая Родина. И думаю при реализации этих форм деятельности, которые мы осуществляем, нам это удается.

Благодаря, такой форме как полевая практика и организации научно-исследовательской деятельности, могут познакомиться с историей своего края не по школьным учебникам, а через реальную работу на памятниках истории и культуры. И думаю, при реализации тех форм деятельности, в рамках осуществления мероприятий деятельности краевой опорной площадки,  которые мы осуществляем, нам это удается.

В рамках сотрудничества с краевым поисковым отрядом «Алтай», уже 5 год учащиеся школы принимают участие  в работе межрегиональных поисковых экспедиций на территории Новгородской области в рамках проведения Всероссийской вахты памяти, в 2010 году г.Бийск и школу представлял учащийся 9 Г класса Швецов Дмитрий., 2011 году - Виталий Холкин, 2012 году представляли учащиеся 10 А класса Быхун Иван и Пискунов Денис.

В рамках запланированного по программе опорной площадки летом 2012 г. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» были реализованы следующие мероприятия:

Осуществлена археологическая полевая практика с 15.06.-30.06. 2012 г. в составе Алтайского палеолитического отряда Института археологии и этнографии СОРАН - Международного научного центра гуманитарных и биосферных исследований «Денисова пещера» (начальник отряда- д.и.н., заместитель директора по научной работе Института археологии и этнографии СОРАН - М.В.Шуньков). Руководитель практики: О.В.Даньшин. В составе практики в экспедиции принимали участие 25 учащихся и студентов г.Бийска, Бийского и Солонешенского районов Алтайского края (школы № 40, 1, 5, 18,  25, гимназия № 1, Бийского лицея, Бийского государственного колледжа, «СОШ с.Новиково», студенты АГАО им.В.М.Шукшина (с.Солонешное и с.Сибирячиха) и др.) Практика осуществлялась на двух всемирно известных археологических объектах: Денисова пещера и стоянка Карама.

Проведена археологическая и геологическая разведка долины слияния рек Каракол и Ануя,  совместно с учеными и самостоятельно.

Организованы и осуществлены два туристических похода:

- спелеопоход в пещеру Старокаракольскую и Баданную (Голубиную) + очистили и вывезли мусор, накопившийся от «туристов» в окрестностях пещер и в пещерах;

- пеший поход к «Каскаду водопадов на реке Шинок.

Осуществлена этнографическая экспедиция «Петроглифы с.Мендур-Соккон» в Усть-Канский аймак (Республика Алтай). Проведена фото-видеосъемка петроглифов, документально зафиксирована утрата ранее найденных нами петроглифов в ходе предыдущих экспедиций. В рамках разработанного маршрута, также посетили Усть-Канскую пещеру, проводились лекции возле курганных групп и т.д.

 

Руководитель опорной площадки Даньшин Олег Васильевич, заместитель директора муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева» г.Бийска.

 

  1. Оставить комментарий

  2. защитный код
Путеводитель по Алтаю

Контакты

Алтайский край, г. Барнаул
ул. Пролетарская 164


Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом

При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна

Навигация

  • Наши баннеры
  • Поиск по сайту
  • Документы
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь