Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения"

Анализ деятельности КГОУДОД "АКЦДЮТиК" за 2010 год


КГОУДОД «АКЦДЮТиК» является опорным учреждением по методическому обеспечению и координации деятельности образовательных учреждений Алтайского края по дополнительному образованию детей по 6 направлениям деятельности (туристско - краеведческое, физкультурно - спортивное, спортивно - техническое, гражданско - патриотическое, социально - педагогическое, художественно - эстетическое).

Социально-педагогическая миссия Центра состоит в удовлетворении образовательных потребностей жителей Алтайского края; обучении и воспитании на основе принципа открытости образования.

Формой реализации этой миссии является реализация подпрограмм:

  • Интенсивные профильные школы.
  • Поддержка рекордных образов жизни.
  • Элективные курсы для сетевой модели старшей профильной школы.
  • Массовый социальный тренинг для выпускников школ.
  • Массовый социально-образовательный проект для подростков.
  • Летний образовательный отдых.
  • Кадровая программа.
  • Целевые программы в области образовательного, оздоровительного и рекреационного туризма.

 

В 2010 г. деятельность Центра была направлена на реализацию первоочередных задач Программы развития на 2008 - 2012 гг., на подготовку и празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, Года Учителя и 105-летия детского туризма на Алтае.

Работу по реализации плана деятельности Центра осуществляли 56 педагогических работников, из них 39 имеют высшую квалификационную категорию, 11 первую. В Центре 9 Почетных работников общего образования, 1 кандидат наук, 1 аспирант, 1 Заслуженный путешественник России, 11 специалистов Центра награждены знаком «За заслуги в развитии детско-юношеского туризма». Количество штатных работников и совместителей распределилось поровну. Такое количество совместителей - специалистов, работающих в разных областях деятельности, обусловлено спецификой работы учреждения в системе дополнительного образования.

Так как управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в конце 2009 году была проведена реструктуризация учреждения и из состава выведен филиал (КГОУДОД «ДООЦ «Уба», руководитель Молчанова Н.В.), то количественный состав Центра сократился на 20%, в течение 2010 года прошло обновление состава сотрудников на 14,8%.

По этой же причине, возникла необходимость в корректировке Программы развития Центра. Программа развития Центра на 2008-2012 гг. в новой трактовке принята 22 января 2010 года.

 

Педагогическая деятельность осуществляется на основе реализации 32 образовательных программам, 8 из которых общекультурного уровня, 16 - углубленного уровня обучения, 8 - допрофессиональной подготовки. (Приложение 1) Дополнительные образовательные программы соответствуют требованиям: направленности, новизне, актуальности, педагогической целенаправленности, ожидаемым результатам; используются новые инновационные педагогические технологии и методики; уровень и качество подготовки обучающихся соответствует требованиям дополнительных образовательных программ. В целях создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей в Центре оптимизирована учебная нагрузка детей, обеспечена профилактическая и диагностическая работа, направленная на сохранение здоровья детей.

Учебно-воспитательный процесс в учреждении осуществляют 45 педагогов дополнительного образования. Обучение в АКЦДЮТиК проводится в 78 кружках, секциях, клубах с общим охватом 1050 обучающихся. За последние 3 года наблюдается стабильность в количественном составе кружковцев (согласно лицензии количество обучающихся не должно превышать 1050 человек).

Алтайский краевой Центр детско-юношеского туризма и краеведения целенаправленно работает над созданием туристско-краеведческих площадок в городах и районах края. С этой целью  на базе сельских школ организуется деятельность детских объединений под руководством педагогов Центра (19 педагогов Центра работает в городах и районах Алтайского края). Такие площадки созданы в Алтайском, Бийском, Егорьевском, Змеиногорском, Ключевском, Павловском, Панкрушихинском, Первомайском, Поспелихинском, Смоленском, Тальменском, Топчихинском, Шелаболихинском районах, в г.Новоалтайске (сельские поселения).  В городах Бийске и Рубцовске работают педагоги по узко - специализированным направлениям деятельности: водный туризм, рафтинг, альпинизм и скалолазание.

В Центре организована работа с детьми, находящихся в сложной жизненной ситуации - воспитанниками детских домов и детьми с особенностями развития. Так, работают туристские клубы в детском доме № 6 г. Барнаула (турклуб «Скала») и детском доме имени В.С.Ершова Алтайского района (турклуб «Горизонт»), создан туристский кружок на базе коррекционной школы.

Контроль качества образования обучающихся Центра ведется в течение всего учебного года: сдача физнормативов, проведение тестовых опросов, участие в соревнованиях, краеведческих конференциях, конкурсах. В Центре разработана система мониторинга качества образования. (Приложение 2)

За 2010 г. кружковцами Центра были выполнены спортивные разряды:

спортивное скалолазание: 2 разряд - 2 чел, 3 разряд - 2 чел,1 юн.разряд - 4 чел;

скийоринг: 3 спорт.разряд - 10 чел., 2 спорт.разряд - 15 чел;

спортивное ориентирование: КМС -  2 чел, 1 разряд - 5 чел;

рафтинг: КМС - 2 чел., 2 разряд - 9 чел, 3 разряд - 12 чел;

туризм (пешеходный, лыжный): 2 юн. - 12 чел., 3 разряд - 49 чел., 2 разряд - 26 чел., 1 разряд - 9 чел.

 

 

В целях расширения сетевого взаимодействия с муниципальными органами управления образованием и выстраивания открытой системы дополнительного образования Центром продолжена работа по созданию сети опорных учреждений: открыта опорная площадка в Змеиногорском районе на базе МОУ «Карамышевская СОШ» (пешеходный и лыжный туризм).

Во исполнение плана работы опорных учреждений в течение года совместно проводились соревнования на территории образовательных округов:

- краевые соревнования по лыжному туризму «Кубок Салаира» (о.п. Анатолий); Первенство Алтайского края среди обучающихся и туристского актива по пешеходному и водному туризму на «Кубок Победы», посвященное 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (р.п. Тальменка) - Заринский образовательный округ;

- краевые соревнования по спортивному ориентированию «Парковое ориентирование» (г. Барнаул) - Барнаульский образовательный округ;

- открытый Чемпионат Алтайского края среди учащейся молодежи по спорториентированию (Курьинский район) - Рубцовский образовательный округ;

- ХХII краевое Первенство учащейся молодежи по технике лыжного туризма; краевой слет учителей и студенческой молодежи, посвященный Году Учителя и 105-летию детского туризма на Алтае (с.Стан-Бехтемир Бийского района); краевые соревнования по пешеходному туризму (Бийский район); открытое Первенство Алтайского края по скалолазанию в закрытом помещении среди учащейся молодежи (г.Бийск) - Бийский образовательный округ.

В рамках проведения соревнований осуществлялась организация семинаров-практикумов спортивных судей, что  является хорошей школой подготовки судейских кадров. Расширение географии мест проведения мероприятий  позволяет активизировать деятельность различных территорий края, повысить уровень судейской квалификации.  

На сегодняшний день в образовательных округах подготовлены высококлассные организаторы и главные судьи детских соревнований: Кривченко Е.А. (Тальменский район) - Заринский образовательный округ, Пылков А.И., Иванов Ю.К., Губин М.А. - Барнаульский образовательный округ, Пономарев С.Н., Колесников С.А. - Бийский образовательный округ, Санникова Т.В. ( г. Заринск ) - Заринский образовательный округ, Кудрявцев В.Н. (г. Рубцовск) - Рубцовский образовательный округ.

В этой связи можно утверждать о том, что Центром целенаправленно и планомерно реализуется одно из стратегических приоритетов Программы развития: консолидация усилий с социальными партнерами  для создания различных конфигураций из имеющейся в их распоряжении инфраструктуры, отвечающей требованиям и задачам современного эффективного образования.

 

 

Выстраивание конструктивного партнерства, организация образовательного пространства и педагогических коммуникаций сегодня невозможны без использования инновационных технологий, электронного документооборота. Сотрудниками Центра разработана модель официального сайта учреждения (www.akcdutik.ru), с помощью которого обеспечивается открытость и доступность информации о деятельности учреждения. Основной задачей на 2010 год, помимо разработки, было продвижение сайта учреждения. С этой целью был реализован ряд первоочередных мероприятий. Подобная планомерная работа способствовала привлечению пользователей сайта. Тем не менее, данная задача остается актуальной и для работы в 2011 году.

Для активизации электронного документооборота информационно-методическим кабинетом была создана база данных электронных адресов.

С целью внедрения информационных форм работы в педагогической деятельности Центра в ресурсном центре для работы педагогов дополнительного образования были установлены 2 компьютера, имеющие выход в Интернет. Методистами отделов были подготовлены иформационно-методические материалы в электронном виде, заменяющие частично или в полном объеме традиционные образовательные ресурсы, по различным направлениям.

 

Основной целью методической работы Центра в 2010 году являлось повышение профессионального уровня педагогических работников в области туристско-краеведческой работы и формирование высококвалифицированного туристского актива. Для осуществления данной цели сотрудники Центра продолжали оказывать методическую помощь: при составлении программ, проектов, связанных с самоопределением педагогических работников, с повышением профессиональной квалификации; в распространении положительного опыта, в поиске педагогических идей по модернизации содержания образовательных технологий в практике дополнительного образования детей. Решение намеченных задач обеспечило: распространение интерактивных форм обучения, организацию выпуска методических материалов, являющихся средствами повышения профессионального мастерства педагогических работников, создание банка данных образовательных программ по направлениям деятельности, методических пособий. Поставленные задачи решались путем организации мастер-классов, тематических выставок, методических советов, конкурсов и других форм работы.

Для реализации задач кадровой политики в соответствии с Программой развития учреждение является базовой площадкой и организатором мероприятий по повышению квалификации педагогических работников по туристско-краеведческой деятельности.

На базе музеев образовательных учреждений регулярно проводились районные и городские семинары учителей, руководителей школьных музеев, заседания методических объединений с участием методистов отдела краеведения. Основная цель участия методистов Центра - текущий мониторинг состояния деятельности музеев образовательных учреждений города, контроль деятельности по паспортизации и перепаспортизации музеев, планирование работы. Так в течение года было проведено 12 семинарских, учебно-практических занятий по краеведению.

 Одним из аспектов методической помощи является участие в составе экспертных групп на муниципальных краеведческих конференциях и конкурсах учащихся. Основная цель - оказание методической помощи муниципальным органам управления образованием в организации мероприятий по мониторингу качества краеведческой исследовательской деятельности учащихся.

Сотрудники отдела краеведения (Белых Н.Ю., Пылкова О.А.) входят в состав рабочей группы управления Алтайского края по образованию и делам молодежи по созданию в Налобихинской школе Косихинского района музея Алексея Ивановича Скурлатова, легендарного разведчика, являющегося прототипом памятника Неизвестному советскому солдату на Холме освободителей в г. Пловдиве (Болгария).        

В этом году большое внимание уделялось организации и проведению установочных судейских семинаров-практикумов во время проведения спортивно - массовых мероприятий. Хочется обратить внимание, что семинары-практикумы спортивных судей проводятся на различных территориях (Алтайский, Тальменский, Егорьевский районы) и как итог - больший охват местных туристских кадров. В течение года обучение прошли 260 чел, различные судейские квалификационные категории  присвоены 32 чел. (Приложение 3).

Количественный спад обусловлен введением новых требований к аттестации судей, которые регламентируют порядок присвоения квалификационных категорий спортивных судей (установлены промежуточные года присвоения судейских категорий)  и требования к кандидатам на присвоение данных категорий.

Работа семинаров-практикумов спортивных судей проводится по программам, разработанным методистами отдела согласно направлению своей работы. Для участия в проведении теоретических и практических учебных занятий привлекаются квалифицированные, опытные спортивные судьи Алтайского края. Во время проведения соревнований участники семинара-практикума работают в составе судейских бригад. Все эти организационные меры позволили создать многочисленный судейский корпус, организовывать и проводить соревнования различного масштаба на высоком уровне.

Немаловажную роль в подготовке туристских кадров играют ежегодные краевые учебно-практические сборы туристских кадров учреждений образования и туристского актива по различным направлениям туризма. Учебно-практические сборы являются комплексным мероприятием, включающим в себя теоретическую и практическую подготовку.

С 10 по 31 августа состоялись учебно-практические сборы по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма, посвященные 105-летию детского туризма на Алтае «Белуха 2010» в Усть-Коксинском районе Республики Алтай с восхождением на гору Белуха. В сборах приняли участие 36 человек из г. Барнаула, г. Бийска, г. Рубцовска, ЗАТО Сибирский, Павловского района, Кемеровской области. В рамках сборов совместно с Федерацией спортивного туризма Алтайского края была проведена школа инструкторской подготовки по спортивному туризму, по результатам которой на восхождение были допущены участники, успешно прошедшие теоретическую и практическую подготовку, зачетное прохождение перевалов. По итогам сборов участниками выполнены нормативы на 2-3 спортивные разряды по спортивному туризму, а также нормативы на присвоение звания «Инструктор детско-юношеского туризма» и «Инструктор-методист по туризму».

Проведение такого рода мероприятий необходимо для совершенствования туристского мастерства педагогов дополнительного образования, турактива, обучения безопасным приемам и методам прохождения туристского маршрута, подготовки инструкторов детско-юношеского туризма, повышения спортивных разрядов.

 

Уникальной формой работы с педагогами являются Педагогические чтения им. В.И. Верещагина, в которых приняло участие 46 педагогов из 10 территорий края, из них 5 - педагоги нашего учреждения. Педагогические чтения - весомый вклад в выражение творческого инновационного потенциала педагогов. По итогам издан сборник педагогических трудов «V1 Педагогические чтения имени В.И. Верещагина», выпуск V1.

Сотрудниками проводится мониторинг повышения квалификации педагогов края, занятых в сфере краеведения:

В Краевом конкурсе педагогов на премию им. С.П. Титова приняли участие учителя Солонешенского, Чарышского и других районов Алтайского края.

Победителями  Краевого конкурса грантов Администрации Алтайского края в сфере молодёжной политики в 2010 г. стали: Ключевской район, г. Барнаул,

г. Славгород.

 

Информационно-методическое обеспечение деятельности УДОД стабильно осуществлялось через:

  • координацию планов работы опорных учреждений, проведение краевых массовых мероприятии;
  • принятие в АКЦДЮТиК на работу специалиста по информационному обеспечению в рамках концепции Программы развития Центра;
  • распространение всей оперативной информации через информационные письма, приказы, положения, которые рассылаются по двум адресатам: в МОУО и базовые УДОД;
  • постоянная работа электронной почты;
  • пополнение информационно-методического фонда Центра: увеличение на 93 экземпляра, в основном за счет литературы по воспитанию, созданию воспитательных систем, организации методической деятельности УДОД; пополнение методических папок («Обобщение передового педагогического опыта», «Мониторинг в УДОД», «Документационное обеспечение», «Локальные акты в УДОД», «Диагностика в УДОД»); создание компьютерного тематического каталога методической литературы Центра, а также тематическая классификация книг библиотеки Центра;
  • постоянный тематический подбор литературы для работников Центра и УДОД края;
  • выборку материалов с сайтов Интернета по заявкам.

В целом информационно-методическое обеспечение в этом учебном году, приводимое в соответствии с Программой развития АКЦДЮТиК, осуществлялось достаточно успешно. Уровень и система действий методического обеспечения образовательного процесса соответствует приоритетным задачам, решаемым методическими службами при оказании помощи педагогам и другим ОУ; (информационно-методическая, консультативно-методическая, научно-методическая помощь (поддержка в инновационной деятельности, экспертная оценка авторских программ, взаимодействие с научными центрами и институтами). Работа в этом направлении деятельности велась активно, целенаправленно, достаточно системно.

 

В рамках инновационной деятельности Центром реализован ряд мероприятий:

С целью расширения географии развития детско-юношеского туризма и краеведения в Алтайском крае и популяризации новых форм проведения соревнований, краевые соревнования впервые проводились в новых территориях и на новых полигонах:

- в районе с.Сростки Бийского района проходил XXX краевой Чемпионат учащейся молодежи по технике пешеходного туризма;

- Открытое Первенство Алтайского края по скалолазанию в закрытом помещении среди учащейся молодежи - в г.Бийске;

- Краевые соревнования по спортивному ориентированию «Парковое ориентирование» - в парке «Меланжевого комбината» г. Барнаула;

- Открытый Чемпионат Алтайского края среди учащейся молодежи по спортивному ориентированию - в Курьинском районе;

- Открытый  Чемпионат Алтайского края по автомототуризму «Кубок Победы» - в Табунском районе;

- Краевой Слет учителей и студенческой молодежи - в с.Стан-Бехтемире Бийского района.

 

В плане выполнения Федерального закона о спорте в 2010 году были подписаны договора со спортивными федерациями и совместно проведен ряд мероприятий:

- Кубок Сибирского федерального округа по водному туризму (Чарышский район, р. Кумир);

- Кубок Сибирского федерального округа по лыжному туризму (Заринский район, о.п. Анатолий);

- Кубок Сибирского федерального округа по пешеходному туризму (г. Барнаул);

- Открытый краевой Кубок Победы по мототуризму;

- Краевой Чемпионат по скалолазанию в закрытых помещениях;

- Семинар-практикум судей по скалолазанию;

- Открытое краевое Первенство, учебно-тренировочные сборы по спортивному ориентированию бегом среди обучающихся, семинар-практикум судей (в районе ДООЛ «Озеро Белое» Курьинского района Алтайского края);

 - Открытые краевые соревнования по спортивному ориентированию бегом «Парковое ориентирование» среди обучающихся, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (парк «Лесная сказка» Индустриального района г.Барнаула).

Увеличилось количество команд на соревнованиях из соседних территорий, что говорит о высоком уровне организации и судейства краевых мероприятий. Так в открытых краевых лично-командных соревнованиях по спортивному ориентированию  приняли участие 14 команд из различных территорий Сибирского Федерального округа: Кемеровской, Томской, Новосибирской и Омской областей, Республик Бурятии, Хакасии, Алтай, Красноярского, Забайкальского и Алтайского краев (г. Барнаул, Курьинский и Егорьевский районы).

 

Впервые проведены:

- соревнования по технике лыжного туризма на Кубок «Горной Колывани» (Рубцовский образовательный округ);

- краевой заочный конкурс «Алтайские недра» при поддержке научных сотрудников географического факультета Алтайского государственного университета и «Союза ремесленников» Алтайского края. Конкурс «Алтайские недра» проведен в рамках реализации программы «Юные геологи» ВТКДО РФ «Отечество» в образовательных учреждениях Алтайского края, а также Концепции развития детско-юношеского краеведческого геологического движения в крае;

- в летний период проведена экспедиция «Маршрутами В.И. Верещагина». Экспедиция проводилась по Алтайскому краю и Республике Алтай по инициативе КГОУДОД «АКЦДЮТиК» совместно с ГОУВПО «Алтайская государственная педагогическая  академия», КГОУ ДОД «Алтайский краевой детский экологический центр».

Проведение экспедиции - одна из наиболее продуктивных форм поиско-исследовательской деятельности, способствующая: сохранению памяти и популяризация научно - исследовательских трудов В.И Верещагина - основателя детского туризма на Алтае, учёного, ботаника, просветителя, педагога; воспитанию гражданственности и патриотизма; формированию навыков исследовательской работы в рамках краеведческой экспедиции; командной творческой деятельности; совершенствованию организации и содержания туристско-краеведческой, экологической деятельности школьников.

 

В крае начал развиваться на базе объединения учащихся «АКЦДЮТиК» детский велотуризм (35 кружковцев).

 

Центром разработаны образовательные программы очно-заочных школ по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма, актива школьных музеев «Активисты школьного музея. Юные краеведы», «Юные геологи», «Юные спасатели», продолжает работу краевая очно-заочная школа бардовской песни.

Краевая школа бардовской песни работает с 2001 года. Специфической особенностью программы школы является сочетание очной и заочной форм организации учебно-воспитательного процесса. В программу сессий входят проведение мастер классов, индивидуальные и групповые занятия под руководством лауреатов региональных и российских фестивалей бардовской песни. Проводится промежуточный срез в форме кроссцера (концерт, где участники оценивают себя сами). В 2010 году в очной сессии приняли участие 31 учащийся из г. Бийска, г. Барнаула, Шелаболихинского и Топчихинского районов Очные сессии оказывают значительное влияние на повышение уровня исполнительского мастерства участников краевой очно-заочной школы бардовской песни.

 

В рамках реализации подпрограмм «Летопись родного края», «Военная история России», «Великая Отечественная война», «Поиск» был подготовлен проект «Краевая Вахта памяти «Навечно в земле Алтайской», ставший одним из победителей конкурса грантов Администрации Алтайского края в сфере молодежной политики в 2010 году в номинации «Патриотическое и гражданское воспитание молодежи».

С 16 по 22 июня 2010 года в Барнауле состоялся первый этап акции. В нём приняли участие школьники г. Барнаула, г. Новоалтайска, Топчихинского района. В ходе реализации проекта юные активисты краевого поискового отряда «Память» благоустроили более тридцати захоронений воинов Великой Отечественной войны, погибших от ран в госпиталях города Барнаула. Приведен в порядок Мемориальный комплекс кладбища.

В следующем году будет продолжена работа по созданию системы поисковой работы школьников в крае.

Следующим аспектом работы является организация комплексных экскурсий по городу, краю и за его пределами. Сложившаяся практика позволяет расширить диапазон знаний о своей малой Родине, Отечеству не только горожанам, но и учащимся сельских школ. В течение 2010г. Центром проведено 23 экскурсии с охватом 575 чел.

 

В рамках программы индивидуальной поддержки рекордных образов жизни создаются условия для реализации потенциала школьников. В течение года Центром при поддержке управление Алтайского края по образованию и делам молодежи проведено более 35 краевых массовых мероприятий, 10 краевых заочных конкурсов, реализовано 9 межрегиональных сетевых проектов.

17-19 марта 2010 года в г. Иркутске  состоялась III Региональная краеведческая конференция школьников «Историко-культурное и природное наследие Сибири», организованная Министерством образования Иркутской области совместно с Областным государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Центр детско-юношеского туризма и краеведения» и Восточно-Сибирским отделением Русского географического общества. Делегацию Алтайского края представляли 13 учащихся из Алтайского, Краснощёковского, Кулундинского, Тальменского, Шипуновского, Рубцовского, Ребрихинского, Тальменского, Табунского, Павловского, Шипуновского районов, городов Бийска, Барнаула. Все они являются дипломантами XI краевого туристско-краеведческого слета «Алтай». Работы учащихся Алтайского края были представлены в четырёх секциях и высоко оценены членами экспертного совета конференции.

С 25  февраля по 1 марта состоялся Региональный Томский детско-юношеский Фестиваль бардовской песни «Каркуша» (г. Томск), в котором приняли участие 5 воспитанников краевой очно - заочной школы бардовской песни. Дети показали высокий уровень исполнения и 3 человека стали лауреатами фестиваля. На фестивале авторской песни «Искитим» (г. Искитим, Новосибирская область) Гуманникова Ксения (краевая школа бардовской песни) стала победителем фестиваля.

 

В рамках национального проекта «Образование» в номинации «Любительский спорт» награжден Ломакин Сергей (КГОУ ДОД «Детский оздоровительно - образовательный центр «Алтай», руководитель Пономарев Сергей Николаевич), ставший абсолютным победителем XXX краевого Чемпионата учащейся молодежи по технике пешеходного туризма. В номинации «Художественное творчество» награжден Анисимов Роман (МОУДОД «Центр детского творчества № 4» г. Бийска, руководитель Харченко Елена Ивановна), абсолютный победитель в номинации «Исполнитель», обладатель Гран - при X краевого детско - юношеского фестиваля бардовской песни.

В 2010 г. организованы и проведены краевые заочные конкурсы, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году Учителя:

III краевой конкурс юных  экскурсоводов «Гулкое эхо войны...» - участники: Барнаул, Рубцовск, Алтайский, Кытмановский, Павловский, Панкрушихинский, Первомайский, Солонешенский, Топчихинский, Усть-Калманский, Шипуновский районы Алтайского края;

«Салют, Победа!» и «Учителями славится Россия» для активистов школьных музеев и учащихся образовательных учреждений Алтайского края.

 На краевой тур конкурса «Салют, Победа!» было представлено 147 работ учащихся муниципальных образовательных учреждений из 21 района и 6 городов края. Всего в конкурсе приняли участие 56 районных и 40 городских образовательных учреждений.

В конкурсе «Учителями славится Россия» в номинации «Учителя на фронте и в тылу» приняли участие 43 районных и 17 городских образовательных учреждений общего, начального профессионального, среднего специального, высшего профессионального и дополнительного образования из 22 районов и 6 городов края.

В номинациях «Педагогические династии» и «Призвание - учитель» были представлены работы 45 участников из 34 районных и городских образовательных учреждений из 5 городов и 14 районов края.

Конкурс среди музеев образовательных учреждений Алтайского края на лучшую коллекцию «Годы, опалённые войной», посвящённый 65-годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Организаторами конкурса выступили: КГОУДОД «АКЦДЮТиК», краевое государственное учреждение культуры «Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая» и Автономная некоммерческая организация «Алтайский Союз коллекционеров». По результатам конкурса была организована выставка лучших коллекций в Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, в которой приняли участие коллекции 15 школьных музеев. Такая форма работы носит инновационный характер, так как выставки экспонатов образовательных учреждений в учреждениях культуры еще только в начале своего пути.

 

Ежегодно (с 1995г.) КГОУДОД «АКЦДЮТиК» совместно с управлением Алтайского края по физической культуре и спорту проводит краевой агитационный мотопробег в честь Дня Победы в Великой Отечественной войне. В 2010 году был проложен новый маршрут пробега, а мотопробег, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной  войне, проведен  по 22- м территориям Алтайского края: Барнаул - Калманка - Топчиха - Алейск - Шипуново - Поспелиха - Курья - Змеиногорск - Староалейское - Горняк - Рубцовск - Егорьевское - Угловское - Михайловское - Ключи - Кулунда - Табуны - Родино - Завьялово - Баево - Тюменцево - Шелаболиха - Павловск - Барнаул.

 

В рамках реализации подпрограммы «Школьные музеи» решались первоочередные задачи: совершенствование деятельности школьных музеев, повышение их роли в образовании и воспитании детей.

В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей края  насчитывается 640 музеев, музейных комнат, залов, из них паспортизированных - 228, не паспортизированных - 412.

Определенная работа в 2010г. проведена по паспортизации музеев, в результате которой прошла перепаспортизация 18 музеев образовательных учреждений,  паспортизировано 6 музеев. Открыто 64 музейных комнаты в городах и районах края. (Приложение 4)

Сложилась система взаимодействия с координаторами данного направления работы в муниципалитетах. Координация работы музеев находится в ведении специалистов по воспитательной работе муниципальных органов управления образованием. В 41 районе и 7 городах Алтайского края созданы и активно работают районные и городские комиссии по паспортизации школьных музеев. В состав комиссий входят специалисты комитетов по культуре, образованию и делам молодежи, представители общественности, научные сотрудники районных музеев.

Актив музея является основным звеном воспитательного процесса, который участвует во всех школьных мероприятиях, патриотических акциях, шефской работе. Актив школьных музеев в крае составляет 7874 человека.

Анализ деятельности музейных объединений в юбилейный год 65-летия Победы свидетельствует, что в муниципальных образовательных учреждениях активизировалась учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая прослеживается в организации школьных, районных и городских историко-краеведческих конференций, очных и заочных конкурсов, а так же в участии в краевых, Всероссийских и Международных мероприятиях и акциях.

 

Особое внимание уделяется организации отдыха и оздоровления детей и подростков в период школьных каникул.

С17 по 29 июня 2010 года в районе с. Фирсово Первомайского района проходила краевая археологическая экспедиция школьников «Искатель» (Грушин С.П., Завгородняя М.Н.). В экспедиции приняли участие 4 команды из г. Барнаула, Шипуновского, Ребрихинского, Поспелихинского, Первомайского районов, всего 35 участников. В ходе реализации программы экспедиции были произведены археологические раскопки  с целью сохранения и изучения памятников раннего железного века на территории Первомайского района Алтайского края.

В результате археологических раскопок были найдены захоронения раннего железного века с элементами материальной культуры (традиционные поминальные глиняные горшки, бронзовые ювелирные украшения). Все найденные материалы изучены и переданы на кафедру археологии, этнографии и источниковедения ГОУВПО «Алтайский государственный университет».

С 1 по 7 августа текущего  года организована и проведена краевая профильная смена «Страницы истории» в краевом государственном учреждении «Детский лагерь отдыха «Юность» Егорьевского района.

В профильной смене участвовали дети в возрасте от 10 до 17 лет из 10 городов и районов края (Алтайского, Табунского, Рубцовского, Тальменского, Родинского, Ключевского, Ребрихинского районов, г. Барнаула, Рубцовска, Новоалтайска). Программа профильной смены реализована в рамках деятельности школ по четырем направлениям работы музея образовательного учреждения: «Фондовая работа в школьном  музее»; «Юные краеведы»; «Школа экскурсоводов», «Поисково - исследовательская работа школьного музея».

Актуальность краевой профильной смены «Бардовская песня», которая прошла с 1 по 7 августа в КГОУ ДЛО «Юность», продиктована заинтересованностью детей и педагогов развитием направления бардовской песни в детской и подростковой среде (руководитель Чередникова В.А.). В смене приняли участие дети из г. Барнаула, г. Бийска, г. Заринска, г. Рубцовска, Шелаболихинского, Ребрихинского, Шипуновского и Топчихинского районов, занимающиеся в детских бардовских клубах. Работа велась по программе элективного курса «Авторская песня». Итоговым мероприятием  стал концерт участников смены.

С целью выполнения учебных программ краевых очно-заочных школ по туризму и подготовке руководителей походов на выполнение норматива звания «Инструктор детско-юношеского туризма»; разработки новых туристских маршрутов; выполнение туристских разрядных требований традиционно в августе проходит туриада по пешеходному, горному, водному, вело туризму учащейся молодежи "Алтайская кругосветка". В туриаде приняло участие 160 человек, 17 туристских групп из г. Барнаула, г. Новоалтайска, г. Рубцовска, г. Заринска, Заринского района, Троицкого района, ЗАТО Сибирский, п. Белоярск, с. Павловска, Павловского района.

Туриада проходила в два этапа:1 - команды заявляются на прохождение степенных и категорийных походов (I - III категории сложности) в маршрутно-квалификационных комиссиях образования; 2 - сдают отчеты для участия в Чемпионате Алтайского края по туристским походам и путешествиям среди учащейся молодежи. Победители краевого уровня становятся участниками Всероссийского чемпионата по туристским походам и путешествиям.

В последние 3 года уменьшилось количество походов, зарегистрированных в МКК. Причиной этого, прежде всего, является отсутствие финансирования туристских групп. По-прежнему наибольшей популярностью пользуются Усть-Коксинский, Чемальский, Заринский районы, Горная Колывань. (Приложение 5)

Наиболее распространенными являются походы по пешеходному и лыжному туризму:

Вид туризма

2008

2009

2010

Кол-во групп

Кол-во чел.

Кол-во групп

Кол-во чел.

Кол-во групп

Кол-во чел.

Пеший

50

568

 41

476

37

375

Лыжный

12

89

13

135

10

99

Водный

8

74

8

84

5

57

Парусный

3

43

2

40

3

44

Спелео

7

41

-

-

4

30

Вело

4

37

1

10

7

65

Мото

-

-

-

-

-

-

Горный

1

4

2

22

-

-

Комбинированный

-

-

-

-

2

17

Всего

85

856

67

767

68

687

 

Всеми формами туристско-краеведческой деятельности в течение года было охвачено более 12 тыс. детей и подростков.  Количество человек, участвовавших в спортивных соревнованиях, составило 1280 чел., из них - 148 человек стали победителями, 296 - призерами. Наиболее активными участниками краеведческих программ являются районы: Алтайский, Панкрушихинский, Первомайский, Поспелихинский, Тальменский, Шипуновский;  города: Барнаул, Бийск, Заринск, Рубцовск, Новоалтайск. Туризм активно развивается (на уровне краевых мероприятий) в 25 территориях края. К сожалению, с районами: Залесовский, Калманский, Красногорский, Тюменцевский,и  г.Белокурихой не налажено взаимодействие по развитию туристско-краеведческой деятельности с детьми. (Приложение 6)

 

Психологическое сопровождение образовательного процесса.

Работа психолога в Центре строится в соответствии с Программой развития учреждения и имеет несколько основных задач:

Во - первых, это реализация программы психологического сопровождения детей. Для этого была разработана образовательная программа «Познаю себя» (разработчик Чередникова В.А.). Срок реализации программы 1 год. Цель программы - содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижения оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха. Результаты работы свидетельствуют о том, что данная программа способствует процессу личностного развития, созданию условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

Следующая важная задача - это работа с группами переменного состава в рамках краевых и внутрицентровских мероприятий. В течение года были проведены занятия с туристско - краеведческими объединениями по теме «Я и моя группа», направленные на эмоциональную разрядку и сплочение коллектива. Такие встречи помогают детям раскрепоститься, сформировать взаимное доверие участников друг к другу. Психологическая игра «Однажды в созвездии Лебедя», проведенная для творческих объединений, способствует развитию у участников умения понимать друг друга и эффективно взаимодействовать.

Психологическое исследование, в котором участвовало 11 туристско - краеведческих объединений (76 детей в возрасте от 10 до 16 лет), свидетельствует о том, что занятие туризмом является конструктивной формой социализации подростка, реализации своих возможностей.

В течение всего года проводились индивидуальные и групповые психологические диагностики: диагностика мотивации достижения (тест - опросник А. Мехрабиана), интеллектуальных способностей (шкала прогрессивных матриц Равена), доминирующих способностей (Н. И. Ильичевой), личностных особенностей (опросник Р. Кеттела «с»). По результатам диагностики с каждым ребенком проводилась консультация, были даны рекомендации, состоялись беседы и с руководителями объединений.

Отдельный блок составляет работа с педагогами. В рамках краевого семинара «Реализация программы туристско-краеведческого движения обучающихся РФ «Отечество» как средство организации  краеведческой деятельности» для организаторов краеведческой работы и руководителей школьных музеев  был проведен  мастер - класс «Роль внутреннего состояния человека в повышении эффективности взаимодействия». В ходе работы были рассмотрены основные положения трансактного анализа, проведены практические упражнения и сказочная игротерапия «Мой мир» (с использованием пластилина).

Для участия в краевом конкурсе «Учитель здоровья 2010» был разработан «Тренинг формирования психологической устойчивости к стрессовым ситуациям в условиях туристического похода и соревнований» для подростков, занимающихся в туристко - краеведческих объединениях. По результатам конкурса Чередникова В.А., педагог-психолог Центра, награждена дипломом II степени в номинации «Педагог здоровья в системе дополнительного образования детей».

 

Сотрудничество и интеграция в образовательном пространстве с другими образовательными и иными учреждениями.

Выстраивание социального диалога с внешней средой - социальная основа управления системой дополнительного образования. Центром разработана и действует интегрированная программа: по реализации совместных дополнительных образовательных программ, проектов на базе других ОУ. Сотрудничество осуществляется как на постоянной основе (кружок, секция, клуб и т.д.), так и в системе проведения общих мероприятий. Центр является организатором в проведении совместных проектов, мероприятий. В учреждении определен потенциал социальных партнеров, направления и формы взаимодействия с ними, обеспечены нормативные основания взаимодействия (договоры, соглашения и т.д.), отрегулированы отношения социальных партнеров, согласно следующим принципам: соблюдение норм законодательства, равноправие социальных партнеров, добровольность принятия взаимных обязательств, паритетность в достижении договоренности без ущемления интересов какой-либо из сторон, ответственность.

 

Финансово-хозяйственная деятельность.

АНАЛИЗ ПО ВЫПОЛНЕНЫМ РАБОТАМ  ЗДАНИЯ « АКЦДЮТиК» ЗА ПЕРИОД  2010 г.

- В здании (пристрой) была проведена канализация, что улучшило санитарно-гигиенические условия в АКЦДЮТиК.

- На третьем этаже оборудован санузел с раковиной, унитазом и автономным душем на 1 место.

- Запущена в работу автономная душевая на 4 места.

- Произведена замена оконных блоков на  пластиковые  - 11шт. (2-х этажное здание).

- Установлены дверные пластиковые блоки - 7 шт.

- Произведен ремонт складских ворот, тамбура (вход в здание).

- В здание (пристрой) проведены работы по утеплению оконных блоков - 35шт.

- Произведена замена электропроводки первого этажа,  второго этажа в осях «А и Б». 

- Установлены энергосберегающие светильники в количестве  49 шт.

- Произведен ремонт коридора первого этажа (пристрой) с заменой напольного  покрытия - 60м/кВ., с заменой дверных  блоков складских и учебных помещений, облагорожены стены, установлен подвесной   потолок.

- Осуществлен  косметический ремонт 7 кабинетов  (замена  электропроводки, светильников, обоев, линолеума,  выравнивание  потолков).

 - Произведен ремонт лестничного марша в трех уровнях.

-  Во всех санузлах установлены водонагреватели.

- Установлена автоматическая  пожарная сигнализация с передачей сигнала на узел связи «01» Государственной пожарной службы.

- Приобретены средства защиты органов дыхания.

- Установлены металлические пожарные шкафы.

- Планы эвакуации  выполнены согласно ГОСТу.

- Заключен договор на обслуживание пожарной сигнализации с ВДПО.

- Систематически, планово проводится техническое обслуживание  отопительной системы.

 

Выполненные работы обеспечивают снижение затрат на электроэнергию.

Анализ по снижению затрат на электроэнергию в ценах 2009 года.

№ П/П

ГОД

СУММА

По ценам

2009 г.

Квт.

по году

1

2007

480000-00

875000-00

255600

2

2008

680000-00

783000-00

230000

3

2009

720000-00

720000-00

210000

4

2010

890879-00

716000-00

210613

Предложения:

- Для снижения затрат на электроэнергию требуется замена оконных блоков в здании (пристрой - 35шт,  основном - 12шт.)

- Здание требует утепления  с наружной стороны, так как имеются места промерзания.

 

АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПО АВТОПАРКУ «АКЦДЮТиК»

№ П/П

МАРКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМЕР

ПРОБЕГ, КМ.

       

1

КАВЗ-397620

К 014 МН

16000

2

ПАЗ-3205

А 913 ОМ

18000

3

САЗ - 3507

А 382 ОС

500

4

ГАЗ - 3221

Е 086 МР

12000

5

ВАЗ - 21043

А 908 ОМ

20000

6

ВАЗ - 21150

О 093 ММ

17000

7

ПАЗ-3205

А 740 НВ

20000

 

Автобусы оснащены спутниковой навигационной системой «ГЛОНАСС».

-В настоящее время автомобиль САЗ - 3507 гос.  № А 382 ОС  год выпуска 1992 выработал свой ресурс, требует списания.   

- Переоборудование автобусов ПАЗ-3205 в количестве - 2шт. 1999г. и 2001г., находящихся на балансе, не рентабельно.

-Для обеспечения безаварийной доставки детей на места проведения мероприятий  необходимы новые автобусы в количестве 2 шт.

 

- Для проведения учебного процесса и спортивных  мероприятий имеются мотоциклы ЗиД-200-04 курьер 2008г.  выпуска  в  количестве  5шт.

- 8 мотоциклов, подлежащих списанию, необходимо использовать как запчасти.

№ П/П

МАРКА  МОТОЦИКЛА

ГОД ВЫПУСКА

КОЛИЧЕСТВО

1

ЗиД-200-04 курьер

2008

5

2

ИЖ-планета-5

1998

2

3

Курьер

2001

3

4

Курьер

2003

3

ИТОГО:              13 шт.

 

Сфера информатизации образования:

- приобретен 1 компьютер;

-установлена локальная сеть.

 

 

 Финансирование из краевого бюджета

№ п/п

Год

Финансирование

В том числе

Зарплата с начислениями

Коммунальные расходы

Капитал. вложения

Прочие

Тыс. руб

%

Тыс. руб

%

Тыс. руб

%

Тыс. руб

%

1

2002

3254

2349

72,2

280

8,6

137

4,2

488

15,0

2

2003

3940

2987

75,8

280

7,1

91

2,3

583

14,8

3

2004

4552

3581

78,7

262

5,8

200

4,4

509

11,1

4

2005

5722

4076

71,2

373

6,5

294

5,1

979

17,2

5

2006

7906

5530

70,0

250

3,2

880

11,1

1246

15,7

6

2007

8486

6033

71,1

600

7,1

43

0,5

1810

21,3

7

2008

11458

7774

67,8

670

5,9

441

3,8

2574

22,5

8

2009

18209

8962

49,2

720

4,0

900

4,9

7627

41,9

9

2010

9923

7238

72,9

862

8,7

150

1,5

1673

16,9

10

2011

9800

7299

74,5

892

9,1

220

2,2

1389

14,2

1) п.7  и  п.8 - Дополнительно финансировался филиал «Уба» (Приказ № 176/7-0 от 24.08.2007 г. «О штатном расписании филиала «Уба»»)

2) п.9 - финансирование без учета филиала «Уба» (Постановление администрации края № 409 от 24.09.2009 г. «О ликвидации филиала «Уба»»)

 

Расходы на образовательную деятельность на одного учащегося из бюджетных ассигнований

№ п/п

Год

Кол-во объединений

Численность

занимающихся

Расходы на 1 ученика (руб)

В том числе (руб.)

З/ плата

%

Коммун

услуги

%

Капитал. вложения

%

И прочие

%

1

2002

65

909

3580

2584

76,4

308

8,6

150

4,2

538

15,0

2

2003

67

932

4227

3204

75,8

300

7,1

97

2,3

626

14,8

3

2004

59

805

5654

4448

78,7

325

5,7

248

4,4

632

11,2

4

2005

55

780

7336

5226

71,2

478

6,5

337

5,1

1255

17,3

5

2006

59

821

9630

6736

69,9

305

3,2

1072

11,1

1518

15,8

6

2007

97

1415

5997

4264

71,1

424

7,1

30

0,5

1279

21,3

7

2008

126 (64+62)

1760

6510

4417

67,8

381

5,9

251

3,9

1463

22,4

8

2009

118 =

67 + 51

1740 =

960 + 780

10465

5151

49,2

414

4,0

517

4,9

4383

41,9

9

2010

78

1050

9450

6893

72,9

821

8,7

143

1,5

1593

16,9

10

2011

план 80

1050

9333

6951

7,4

850

9,1

210

2,3

1323

14,2

1) п. 6 - п.8 - С учетом филиала «Уба» (Приказ УАКОДМ № 1424 от 10.05.2007 «О создании филиала»)

2) с п. 9 - Без учета филиала «Уба»

 

 Расходы на образовательную деятельность из внебюджетных источников на 1 учащегося

№ п/п

Год

Всего поступлений

В том числе (в тыс. руб.)

Расход на 1 ученика (руб.)


Туристско- образовательные услуги

Целевые средства и безвозмездные поступления



1

2002

1647

397

1250

1812

 

2

2003

2282

398

1883

2448

 

3

2004

4447

584

3863

5524

 

4

2005

5181

898

4283

6642

 

5

2006

7348

1392

5956

8950

 

6

2007

6392

918

5474

4517

 

7

2008

7654

977

6677

4349

 

8

2009

3476

985

2491

1998

 

9

2010

1331

613

718

1268

 

1) п.1-п.8 - с учетом филиала «Уба»

2) п.9 - без филиала «Уба»

 

 

Подводя итоги работы за 2010 год, можно констатировать, что инновационная модель открытого дополнительного образования детей эффективно внедряется в КГОУДОД «АКЦДЮТиК».

 

Задачи на 2011 год:

1.Совершенствование содержания и технологий образования:

   - развитие единой образовательной информационной среды;

   - повышение квалификации педагогических работников;

   - развитие сайта учреждения.

2. Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, в том числе и при организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период.

3. Формирование системы деятельности с одаренными детьми:

    - совершенствование традиционной системы соревнований и конкурсов;

    - развитие системной поддержки одаренной молодежи (кружковцев Центра) через учреждение денежных поощрений.

4. Укрепление материально-технической базы учреждения:

    - укомплектование компьютерной техникой и программным обеспечением;

    - приобретение туристского снаряжения;

    - приобретение 2-х автобусов;

    - оборудование специализированных кабинетов.

5.Подготовка к переходу на новую систему бюджетирования.

 

Путеводитель по Алтаю

Контакты

Алтайский край, г. Барнаул
ул. Пролетарская 164


Тел: 63 48 58
Факс: 63 48 58
Email: mail@akcdutik.ru | заказать диплом

При копировании информации, ссылка на сайт АКЦДЮТиК обязательна

Навигация

  • Наши баннеры
  • Поиск по сайту
  • Документы
  • Вопрос-ответ
  • Обратная связь